Грамматика ложбана/13.16

From Lojban
Jump to navigation Jump to search

Оглавление

Предварительное заключение

Точные последствия использования системы показателей в реальности неизвестны. Ничего подобного в естественном языке еще не было. Система предоставляет большой потенциал для эмоционального выражения и передачи, от чего можно ожидать значительных эффектов Сапира-Уорфа. При общении через культурные границы, где для обозначения одной и той же эмоции часто используются разные показатели, можно избежать случайных оскорблений. Если мы когда-нибудь столкнемся с инопланетной расой, культурно нейтральный язык эмоций может оказаться жизненно важным. (Классический пример, взятый из научной фантастики Ларри Нивена, – представить, как мы говорим на Ложбане с плотоядными воинами Кзинти, отмечая, что человеческая улыбка обнажает зубы и может быть воспринята как намерение напасть). А для передачи эмоций компьютерам, когда мы не можем определить все сигналы, участвующие в подсознательном общении людей (такие вещи, как язык тела, также являются культурными), необходима подобная система.

Мы старались не допустить излишеств. В этой системе возможны различия, которые никто не захочет делать ни в одной культуре. Но было сочтено более нейтральным переборщить с определением и дать возможность использования, чем выбирать ограниченный набор и ограничивать эмоциональное выражение. Для обстоятельств, в которых даже текущего набора показателей недостаточно, можно использовать cmavo sei, описанную в разделе 19.12, для создания металингвистических комментариев, которые действуют как показатели.

Мы предполагаем эволюционное развитие. На данный момент система представляет собой не более чем игрушку для ума. Многие из вас, кто читает эту главу, попробуют поиграть с различными комбинациями показателей, пытаясь понять, какие эмоции они выражают и когда эти выражения могут быть полезны. Возможно, вы даже найдете выражение, для которого в настоящее время нет подходящего выражения в русском языке, и начнете его использовать. Почему бы и нет, если это поможет вам выразить свои чувства?

Их будет несколько десятков, которые используются практически повсеместно – в основном это простые показатели суждения с маркерами интенсивности. Это те, которые будут быстро выражаться на подсознательном уровне. Но каждый лоджбанист, играющий со списком, привнесет в него пару новых слов. Поэты будут рисовать эмоциональные картины, а люди, которые идентифицируют себя с этими картинами, будут использовать созданные таким образом слова для своих собственных переживаний.

Так же, как создается библиотека tanru, создается и библиотека отношения. Однако, в отличие от tanru, эмоциональные выражения строятся на довольно туманных корневых эмоциях – словах, которые нельзя определить с точностью gismu. Слова-эмоции в Ложбане очень быстро обретут собственную жизнь, и приведенный здесь набросок превратится в настоящую систему эмоций.

Существует несколько теорий о природе эмоций, и они меняются из года в год по мере того, как мы узнаем о себе все больше. Независимо от того, является ли аддитивная/скалярная эмоциональная модель Ложбана точной моделью человеческих эмоций, она поддерживает лингвистические потребности в выражении этих эмоций. Исследователи могут узнать больше о природе человеческих эмоций, изучая использование системы носителями Ложбана. Они также смогут использовать систему Ложбана как средство для более четкой регистрации эмоций.

Полный список шкал и установок, вероятно, не будет использоваться до тех пор, пока человек не заговорит на этом языке с рождения. До тех пор люди будут использовать те установки, которые важны для них. Таким образом, мы противодействуем культурной предвзятости – если культура склонна к распознаванию и/или выражению определенных эмоций больше, чем других, ее представители будут использовать только их из огромного набора доступных. Если культура скрывает определенные эмоции, ее представители просто не будут их выражать.

Возможно, носители Ложбана будут более выразительно выражать свои эмоции, чем другие. Возможно, они будут испытывать одни эмоции сильнее, чем другие, что можно соотнести с выбором слов; любое отличие от норм других культур может быть значительным. Психологи разработали сложные тесты для измерения отношения и личности; это может быть самой простой областью, в которой можно обнаружить систематический культурный эффект того типа, который ищет подтверждения Сапир-Уорф, просто потому, что у нас уже есть инструменты для его проверки. Поскольку Ложбан уникален среди языков тем, что имеет такие обширные и выразительные показатели, вполне вероятно, что эффект Сапира-Уорфа будет иметь место и будет признан.

Вряд ли мы узнаем истинный потенциал системы, подобной этой, пока у нас не будет детей, выросших полностью в мультикультурной среде, говорящей на Ложбане. Мы усваиваем слишком много культурных привычек в сфере эмоционального общения «на коленях у матери». У таких детей система Ложбана будет иметь более сильное подкрепление, чем любая типичная культурная система. Второе поколение таких детей, таким образом, можно назвать началом настоящей ложбанской культуры.

Нам не нужно ждать так долго, чтобы обнаружить значительный эффект. Эмоции настолько важны для нашей жизни, что даже небольшое изменение или улучшение эмоциональной коммуникации будет иметь немедленный заметный эффект. Возможно, именно в нелогической сфере эмоций окажется самый важный вклад нашего «логического языка»!

Далее